Главное действующее лицо художественного произведения называется... Определение, особенности


Опубликованно 08.03.2018 16:28

Главное действующее лицо художественного произведения называется... Определение, особенности

Так сложилось с древних времен: героями не рождаются - ими становятся. Но время неумолимо движется вперед, и сегодня героя можно создать на ровном месте. Таких героев еще называют действующими лицами художественного произведения, именно о них сегодня и пойдет речь. Ну и попробуем создать уникального персонажа, ведь теория без практики гроша ломаного не стоит. Разница понятий

Итак, в каждом литературном произведении можно познакомиться с вымышленными людьми, которых называют действующими лицами, персонажами, героями, образами и типами. В чем их принципиальная разница и есть ли она вообще?

Действующим лицом в художественном произведении называется персонаж, который предпринимает определенные действия. Неважно, является он положительным или отрицательным, вся суть в том, что он что-то делает. Он может появиться только в одном или двух эпизодах, а может совершать поступки на протяжении всего рассказа, - не столь важно, когда это действующее лицо художественного произведения.

Герой – это еще один термин, которым называют участников художественных произведений. Согласно дословному определению, герой – это полубог или обожествленный человек. Так, к примеру, было заведено у древних греков. Звание героя давало человеку множество преимуществ, о нем слагали песни и легенды, ему поклонялись и всячески поддерживали. Со временем это слово перекочевало в литературу, и сегодня у читателя сформировалось два принципиальных представления: Положительный герой – благородный муж, спасающий мир, а по пути и всех, кто попал в плачевное положение. Отрицательный герой – негодяй, от которого нужно спасти мир. Неправильные синонимы

Таким образом, действующее лицо художественного произведения называется еще и героем. Однако это понятие очень часто используют в качестве синонима к слову «персонаж», что не одно и то же. Персонажем можно назвать любое действующее лицо, в то время как герой – это выразитель сюжетного действия, на котором строится все содержание.

У термина «персонаж» нет никаких дополнительных значений. Как, к примеру, у действующего лица, которое должно что-то делать. И все же персонажи имеют свою типологию: Эпизодическое лицо. Персонаж, что находится в центре внимания в рамках определенного эпизода. Жанровые герои. Например, в эпопее персонаж будет благородным как по манерам, так и по происхождению, а в комедии его характеру будет приписаны нотки некоторой нелепости. Антропоморфные персонажи. Говорящие вещи, звери и т. д. Собирательные. Участники массовых сцен. Групповые персонажи. Число участников ограниченное и все они названы по имени в произведении. Внесценические. Персонажи, о которых рассказывается в истории, но сами они не появляются. Заимствованные. Лица, взятые из произведений других писателей. Двойник. Появляется как результат раздвоенного сознания героя. Превращенные. Персонажи, с которыми в истории происходят различные метаморфозы. Образы и типы

Также действующим лицом художественного произведения называют образ. Это своего рода художественное обобщение человеческих свойств и черт характера в описании героя произведения. Например, Татьяну Ларину из «Евгения Онегина» можно считать образом романтичной и мечтательной девушки, умной не по годам.

Итак, действующие лица художественного произведения называются образами, персонажами и типами. Кстати, о типах. Это обобщенный образ человеческой индивидуальности, который является наиболее характерным для социальной среды в определенное время. В типах концентрируются все самые яркие и примечательные черты, характерные для некоторой группы людей. К примеру, тип тургеневской девушки. Легко ли быть творцом?

И все же, как бы ни назывались действующие лица художественного произведения, всех их можно считать литературными героями, что имеют характер, внешность и внутренний мир. Можно ли простому человеку создать персонажа?! Можно, но сложно.

Во-первых, нужно дать описательную характеристику таким позициям: Портрет. Отличительные особенности лица и фигуры. Одежда. Она отражает определенные черты характера. Речь. Характеризует героя не меньше внешности. Возраст. Определяет потенциал возможностей. Профессия. Определяет положение в обществе. История жизни. Происхождение героя.

А во-вторых, стоит уделить внимание внутреннему миру действующего лица. Нужно описать его мировоззрение, этические убеждения, веру, высказывания, поступки, мысли и привязанности. Главное - понимать, что герой в состоянии рефлексировать, то есть осознавать свои эмоции и анализировать действия. Нюансы процесса

Любое действующее лицо в литературе – это вымышленный одушевленный субъект, обладающий собственным характером и уникальной внешностью. Эти данные автору предстоит самостоятельно придумать и убедительно донести их до читателя. Такой процесс трудоемкий и требует определенных навыков.

Лучше всего выписать на отдельный лист все личностные качества персонажа и поэтапно их расписать. Также нужно будет ответить на такие вопросы: Как персонаж относится к другим людям, своему труду и самому себе? Как он относится к своим вещам?

Ответив, можно получить полное представление о личности. Немаловажно добавить художественную деталь – некую подробность, что несет смысловую и эмоциональную нагрузку. И конечно же, выбрать правильное имя. Потренируемся?

Что же, попробуем применить знания на практике. Прежде чем начать, нужно уточнить, что в художественных произведениях о действующем лице не дается сразу же вся информация, не предлагается полный список его характеристик. Вначале общее описание, а после, с каждым новым эпизодом, автор раскрывает все его особенности, и к концу истории у читателя уже имеется полное представление о герое.

Познакомить читателя со своим персонажем можно следующим образом:

«Никко всегда считал, что если какой-то объект нельзя исследовать, то его существование в этом мире бессмысленное. Ему было уже под сорок, но он все еще выглядел семнадцатилетним подростком, а вел себя как восьмилетний ребенок, которого интересовало абсолютно все. Только в своей лаборатории он становился спокойным, рассудительным и мечтательным.

Двенадцатый сын, лишенный родительской любви и опеки, рос как перекати-поле, проведя большую часть своей сознательной жизни в библиотеке. К двадцати годам он уже изучил все материальные объекты и теперь пытался разложить на молекулы человеческие эмоции. Был ли в этом смысл, Никко не знал, но благодаря этим исследованиям его жизнь начинала играть яркими красками».

Итак, как называется действующее лицо художественного произведения? По-разному: персонаж, герой или образ. Это ли главное? Каждый из них имеет имя и живет своей, пускай и придуманной автором, жизнью. Об этом не стоит забывать.



Категория: Педагоги